Законодательство в области лицензирования отдельных видов деятельности

   Время чтения 7 минут

В рамках предпринимательской деятельности юридические лица часто сталкиваются с необходимостью получения или оформления различных разрешительных документов. В настоящей статье мы поговорим именно о специальных разрешениях (лицензиях), а также их правовом регулировании, рассмотрев основные нормативно-правовые акты в части лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии с абз.3 п.1 ст.49 Гражданского кодекса (далее — ГК РФ): «В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.».

Помимо ГК РФ одним из основных нормативно-правовых актов в области лицензирования является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ). Данный ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Фактически данный ФЗ устанавливает основы лицензирования в РФ. Перед оказанием услуги или выполнением определенной работы необходимо убедиться в отсутствии или наличии регулирования предполагаемой деятельности. Для этого в ст.12 указанного выше закона приведен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, например:

  • разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Следует учесть, что существуют и иные виды деятельности, не регулируемые данным федеральными законом, но также требующие получения лицензии. В частности, к таким видам деятельности относятся виды, указанные в ч.2 ст.1 указанного ФЗ, например деятельность, связанная с защитой государственной тайны, с правовым регулированием которой можно ознакомиться, перейдя по данной ссылке. Также указанная статья содержит и иные частные особенности в части правового регулирования определенных видов деятельности.

Помимо видов деятельности, комментируемый ФЗ содержит лицензионные требования, сведения о действии лицензии, государственной пошлине, сведения о порядке представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом, порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и многое другое. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является обязательным к внимательному ознакомлению организациям, планирующим оформление лицензии, если конечно они не планируют воспользоваться услугами нашей компании. При ознакомлении с законодательством в области лицензирования, а также при непосредственной подготовке к лицензированию следует учесть, что к соискателю лицензии могут применяться и иные требования, установленные федеральными законами. А п.2 ч.3 ст.13 говорит о том, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: «копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами…». Речь идет о постановлениях правительствах, более подробно регулирующих конкретный вид деятельности, к примеру:

  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»);
  • Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;
  • (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»).
    Как правило, подобными положениями регулируются частные требования лицензирующих органов: в части квалификации заявляемого персонала, требования к оборудованию, помещениям, наличию нормативно-технической документации и т.д. Также не следует забывать об административных регламентах по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования каждого лицензирующего органа, утверждаемых соответствующими приказами. К таким приказам и соответственно утверждаемым ими регламентам относятся:
  • Приказ ФСБ России от 30.08.2012 N 440 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;
  • Приказ ФСТЭК России от 17.07.2017 N 133 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»;
  • Приказ ФСБ России от 28.12.2012 N 683 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»;
  • Приказ ФСТЭК России от 17.07.2017 N 134 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации». Такие регламенты, как правило, определяют сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) лицензирующим органом при предоставлении им государственной услуги по лицензированию. В дополнение хотелось бы отметить, что различными приказами лицензирующих органов могут устанавливаться частные требования, например в отношении заявляемого оборудования, его частных характеристик, перечни требуемой нормативно-технической документации и т.д. Как правило, данные документы можно найти на сайте соответствующего лицензирующего органа.
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
error: Контент защищен, сохраните страницу в закладки или поделитесь ссылкой!
Прокрутить вверх
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x